электронные закупки, фото

Злоупотребления в электронных закупках по 44-ФЗ.

Ранее мы уже рассматривали различные схемы и варианты недобросовестного поведения  государственных и муниципальных заказчиков, а также участников торгов в ходе процедур  закупок по 44-ФЗ.
В этой публикации мы рассмотрим этот вопрос с другой стороны  и разберемся, какие варианты злоупотреблений  бывают в ходе  электронных процедур  (электронный аукцион)  закупок по 44-ФЗ.

Мотивация заказчиков  закупок по 44-ФЗ  и участников  торгов.

Чтобы понять, откуда «растут ноги» различных злоупотреблений, давайте выясним мотивацию каждой стороны в   государственных закупках.
  • Заказчики. Нормальные государственные и муниципальные заказчики хотят закупить именно то, что им необходимо,  а не то, что им предлагают,  при этом  по низкой цене и желательно, чтобы в итоге не нарваться на  административную или уголовную ответственность. Есть такие заказчики, которые  хотят протащить через закупочные процедуры своих поставщиков и подрядчиков.
  • Участники. Поставщики товаров работ и услуг хотят продать подороже, или  как минимум по цене, которая позволит хотя бы немного заработать, а не в минус, или в ноль.
На лицо определенный  конфликт интересов, который рождает различные схемы и злоупотребления в процессе  проведения   электронных аукционов.

Злоупотребления с начальной ценой (НМЦ).

Всем известно, что заказчик   должен  выставить начальную стартовую  цену закупки  для аукциона. Ценой можно манипулировать.  Заказчики могут умышленно завышать начальную цену.  Участники делают свои стандартные отступы по снижению цены. В итоге цена контракта  имеет дельту для отката.   
Да, такие манипуляции  могут   заметить участники  аукциона и обратиться в ФАС. Выявить такое завышение цен можно, проанализировав историю аналогичных закупок  в разрезе года, или промониторив рынок цен.
1) Сговоры.
Сговор — это когда участники торгов  поняли, что их  несколько  компаний с одной рыночной ниши, и договорились между собой, что не опускают цену ниже определенного уровня. Схемы  взаимозачёта между ними разные. Даже   может оказаться, что это пять аффилированных компаний от одного собственника. Естественно, это делать запрещено. И если какой-то  участник, не состоящий в сговоре,  это поймет, то смело может обращаться с жалобой в ФАС.
2) Дискриминационные условия.
Данное злоупотребление заключается в том, что заказчик составляет ТЗ таким образом, чтобы НЕ достичь качественного результата, а для отсечения ненужных участников в пользу своего. Тут очень тонкая грань. С одной стороны добросовестный заказчик  желает  получить наилучшее качество товаров работ или услуг и поэтому делает ТЗ очень четким, подробным с жесткими критериями соответствия.  В тоже время недобросовестный заказчик делает фактически тоже самое, но чтобы выиграл конкретный участник. По закону это запрещено.
Поэтому заказчики делают обходной маневр. Идут к своему поставщику, или подрядчику и просят его составить ТЗ заточенное под себя.  Затем меняют несколько пунктов, проверяют у юриста и получается вполне законное ТЗ, но под нужного участника.
Распознать такой подвох  в техническом задании и тендерной документации  могут только опытные юристы по госзакупкам БКТендер.
3) Срыв процедур.
Бывают случаи, когда  в торги включают компанию, которая должна сорвать аукцион. Схема простая:  компания-камикадзе  снижает цену ниже всех. Выигрывает торги, а на этапе подписания контракта «сливается». В итоге  заказчик отдает контракт участнику под номером два, или запускает закупку заново. Заинтересованных  в этой схеме может быть много.  
4) Профессиональные  жалобщики в ФАС.
Иначе их называют киллерами госзакупок. Такие жалобщики срывают процедуры даже не в ходе торгов, а еще на этапе публикации извещений об их проведении. В своих письмах заказчикам они пишут о том, что нашли нарушения в документации и требуют определенных действий, поставщиков запугивают другими способами, а в сам ФАС строчат жалобы и на тех, и на других. А закупка отменяется или затягиваются сроки ее проведения.
5) Хакерские атаки.
Редко встречающийся способ сорвать или затянуть закупку на электронной площадке. Работает метод следующим образом. В ходе такой  DoS или DDoS  атаки  злоумышленники с разных IP адресов заваливают  электронную площадку очень большим кол-вом запросов (как спам), в результате чего сервера зависают, а площадки становятся недоступными для пользователей, и они не могут подать свои заявки и ценовые предложения.
 

Помощь юриста по госзакупкам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Если у вас возникают подозрения  в честности и прозрачности проведения закупочных процедур в ходе электронного аукциона, или сомнения в добросовестности заказчика и других участников, обратитесь к опытным юристам БКТендер для анализа  закупки и тендерной документации на предмет  схем  и злоупотреблений. Просто позвоните нам по телефону: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ),  или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.