В этой публикации мы рассмотрим виды закупочных процедур по 44-ФЗ, которые применяются государственными и муниципальными заказчиками при выборе поставщиков работ, товаров и услуг.
Конкурентные и неконкурентные закупки.
Прежде всего, рассмотрим общее разделение всех закупочных процедур на конкурентные и неконкурентные.
1) Неконкурентные – это, иными словами, закупки у единого поставщика. Такие закупки характерны для узкоспециализированных рыночных ниш, где по объективным причинам нет конкуренции. Самый простой пример – это рынок топлива для атомных электростанций. Поставщик топлива один единственный и закупки будут производиться только у него, потому что других поставщиков на рынке просто нет.
2) Конкурентные закупки характерны для отраслей, где на рынке представлено множество поставщиков и развита конкуренция. По сути если есть два и более поставщика в каком-то сегменте рынка, то уже применяются в госзакупках конкурентные процедуры.
Конкурентные процедуры госзакупок.
- Запрос котировок. Это самая упрощенная процедура, которая проводиться в один этап. Суть ее в том, что участники в закрытом режиме подают котировочные заявки и цены по предмету закупки. Заказчик, в свою очередь, оценивает соответствие заявок требованиям закупки и сравнивает цены. Выигрывает тот участник, у кого наименьшая цена и заявка соответствует предмету и всем требованиям закупки. Особенность данной процедуры – это то, что учитывается только цена и соответствие предложения предмету закупки.
- Аукцион. Данная процедура закупок проводиться в несколько этапов с отрытым ходом торгов и минимальным шагом снижения цены. Как только участники перестают снижать цены, аукцион считается завершенным и контракт достается тому, кто предложил наименьшее ценовое предложение. Это самая доступная и простая процедура для поставщиков и исполнителей, т.к. основной критерий отбора является ценовое предложение, а не опыт, квалификация участника, наличие товара и его характеристики.
- Конкурс. Особенность процедуры в том, что у заказчика есть возможность выбрать не только минимальное ценовое предложение, но и качество поставляемых товаров, работ и услуг. Проводиться данная процедура обычно в 3 этапа. На первом этапе отбираются участники по соответствию предлагаемых товаров, работ услуг тендерной документации. На втором этапе оценивается сам участник, его опыт, квалификация, наличие допусков и соответствующих лицензий. На последнем этапе участники уже конкурируют по цене.
- Запрос предложений. По сложности данная процедура находиться между запросом котировок и конкурсом. Это достаточно редко применяемая процедура в практике госзакупок. Например, когда госзаказчик в результате проведения конкурса, или аукциона так и не смог найти исполнителя контракта. В результате отбирается победитель не только по цене и соответствию закупочной документации, но и по условиям самого контракта.
Подведем небольшой итог.
- Аукционы и запросы котировок обычно используются для простых закупок, когда предмет, условия и объемы закупки простые и небольшие.
- Для более сложных закупок и условий исполнения контрактов используются для отбора поставщиков и подрядчиков конкурсы.
- По статистике госзакупок, аукцион (электронный аукцион) – самая распространенная процедура. Данная процедура простая, не требует много времени для проведения и обеспечивает участникам равные возможности и конкурентные условия.
Существенным недостатком аукциона является то, что акцент на цене, как главном критерии приводит к тому, что страдает качество работ, поставляемой продукции, или услуг.
С одной стороны госзаказчики отчитываются по экономии средств бюджета на закупку, выбирая участника с минимальной ценой.
С другой стороны на этапе исполнения контракта возникают споры между исполнителем и заказчиком, потому что результат закупки и исполнения контракта не всегда соответствует заявленным требованиям.
Это приводит к отказу принимать работы, товары, услуги со стороны заказчика, разбирательствам в ФАС, судах, штрафам и рискам попасть в РНП для поставщика и исполнителя.
Участие в госзакупках по 44-ФЗ без рисков включения в РНП и убытков.
Команда юристов БКТендер предоставляет комплексные услуги сопровождения и поддержки участников госзакупок:
- Индивидуальное очное и дистанционное обучение участию в госзакупках.
- Юридическое сопровождение исполнения контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Решение споров с госзаказчиками в досудебном порядке.
- Представительство в ФАС и судах.
- Защита от включения в РНП и обжалование решения ФАС по РНП.
- Расторжение невыгодных контрактов без штрафов и включения в РНП.
Просто позвоните нам по телефону: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на нашем сайте и мы вам перезвоним.