Часто в процессе участия в госзакупках по 44-ФЗ, или исполнения госконтрактов возникают ситуации, в которых государственный или муниципальный заказчик ведет себя не добросовестно, своими действиями, или бездействием нарушает закупочные процедуры, или условия контракта.
Во многих случаях можно подать жалобу в ФАС РФ, но это не единственная инстанция, которая может защитить участника закупок от недобросовестного поведения заказчика. Да, согласна контрактного законодательства РФ основной государственный орган контроля закупок – это ФАС.
Кроме того существуют альтернативные пути защиты своих прав и интересов участника закупок, такие как уполномоченные по правам предпринимателей, органы государственного финансового контроля, прокуратура, адвокат по госзакупкам. Подробнее о них вы сейчас узнаете прямо сейчас в этой публикации.
Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей.
1) Система уполномоченных по правам предпринимателей действует в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ и имеет следующую структуру:
- уполномоченный при президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;
- уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта.
2) В каких случаях участник закупки может обратиться к региональному уполномоченному?
- В случае нарушения его прав на этапе проведения гостендера, например, нарушены процедуры определения победителя торгов, есть подозрения и факты ограничения конкуренции.
- В случае нарушения прав после заключения государственного, или муниципального контракта, например, в ситуациях задержки оплаты по контракту, если заказчик создает препятствия для выполнения работ, или предъявляет необоснованные претензии по качеству выполняемых работ, или поставляемых товаров.
3) Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте, или в электронном виде по e-mail, а также через сервис «Электронная приемная».
4) Содержание жалобы стандартное. В ней указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, описание проблемы по существу, факты и документальное подтверждение проблемы.
5) Срок принятия решения уполномоченным о рассмотрении или отказе — 10 дней.
6) Компетенция и возможности уполномоченного по правам предпринимателей:
- предоставление консультаций по самостоятельной защите своих прав;
- перенаправление жалобы в соответствующий госорган для решения проблемы (ФАС, прокуратура, следственные органы);
- обратиться в суд;
- направить в госорганы обращение о привлечении виновных лиц к ответственности.
Обращение в органы государственного финансового контроля.
1) В каждом субъекте власти на территории РФ действуют органы финансового контроля. Основной вид их деятельности – контроль расходования бюджетных средств, а также расчет НМЦ контрактов, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.
2) В каких случаях имеет смысл жаловаться в органы финансового контроля?
По вопросам соблюдены ли требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
3) Жалобу можно направить письмом на почту. В электронном виде на e-mail адрес, или через сервис «Электронная приемная».
4) Текст обращения стандартный: Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии подтверждающие документы.
5) Ответ от этих органов будет в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
6) Органы финансового контроля могут осуществлять следующие действия на основе обращений участников закупок:
- внеплановые проверки;
- предписания заказчикам по устранению нарушений;
- протоколы об административных правонарушениях;
- обращения в суд о признании недействительными результаты закупок.
Обращение в прокуратуру.
1) Прокуратура осуществляет комплексный надзор по соблюдению законности. Что касается госзакупок, то участник может обратиться в прокуратуру в следующих случаях:
- по факту ограничения конкуренции в процессе закупок;
- если есть подозрения, или выявлены коррупционные схемы;
- в случае нарушений заказчиком расходования бюджетных средств;
2) Как правило, обращение можно подать в устной, или письменной форме. Для устных обращений в прокуратуре организован прием граждан. Письменное обращение можно направить почтой, или через сервис «Электронная приемная». Содержание жалобы стандартное, как и в выше перечисленных случаях.
3) Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней с даты его регистрации.
4) В итоге рассмотрения прокуратура в рамках своих полномочий может предпринять следующие действия:
- возбудить дело по административному, или уголовному правонарушению;
- выдать заказчику предписание об устранении нарушений;
- направить ответственным лицам заказчика предостережение о недопустимости тех или иных действия;
- составить протест на правовой акт.
Юрист (адвокат) по госзакупкам.
Для того чтобы гарантировано добиться защиты своих прав, как участника госзакупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ лучше всего обратиться к опытным юристам БКТендер, которые специализируются на защите прав участников закупок. Юристы помогут вам:
- разобраться в сути проблемы;
- правильно подготовить жалобу в нужную инстанцию;
- представить ваши интересы в процессе рассмотрения обращения и добиться положительного результата;
В результате вы сможете участвовать в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ без рисков, проблем с заказчиком и убытков.
Чтобы получить консультацию юриста по госзакупкам, просто позвоните по телефону: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.