10 типичных ошибок заказчиков в госзакупках по 44-ФЗ, фото

10 типичных ошибок заказчиков в госзакупках по 44-ФЗ

В этой публикации мы рассмотрим 10 самых распространенных ошибок, которые допускают государственные и муниципальные заказчики в процессе госзакупок по 44-ФЗ. Если вы как поставщик товаров и продукции столкнулись в процессе участия в госзакупках с данными нарушениями со стороны заказчика, то их можно оспорить в ФАС. Для оформления жалобы в ФАС обратитесь к нашим  юристам по номеру 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.

1) Избыточные требования к объекту закупки.

Нередко заказчики вносят в закупочную документацию излишние требования к товарам и продукции. Речь идет об особенных характеристиках, которые можно выявить и проверить, например, только в процессе лабораторных исследований, или испытаний. При этом для поставщика, который не производит данную продукцию, а закупает для поставки по госконтракту необходимо еще до торгов и получения контракта закупить товар и провести необходимые анализы и исследования, или затребовать эту информацию у производителя, что не всегда выполнимо. Хотя сам закон 44-ФЗ не требует от претендента на контракт иметь товар в наличии на момент участия в торгах.

2) Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки.

По 44-ФЗ есть требование, что в пакете закупочной документации должна быть инструкция по заполнению заявки, но требования к содержанию заявки не указаны. Этим пользуются заказчики и размещают формальную не информативную инструкцию. При этом, на практике, уже сложилась четкая позиция ФАС по поводу содержания инструкции. Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Если инструкция не соответствует этим требованиям, то ФАС расценит это как нарушение 44-ФЗ со стороны заказчика.

3) Документация, которая создает преимущества отдельным поставщикам.

Это можно квалифицировать как умышленное ограничение конкуренции и необоснованное создании преимуществ отдельным участникам закупки. Проявляются такие действия в двух формах:
  • установление в ТЗ характеристик товара, которым соответствует товар «нужных» поставщиков;
  • использование в документации критериев оценки, которые создают преимущества отдельным поставщикам.

4) Отсутствие эквивалентности в требованиях поставки товаров конкретного бренда.

 Бывает что в закупочной документации, заказчик указывает бренд, страну производителя, или торговую марку товаров без фразы «или эквивалент». Это допускается, если заказчик обоснует необходимость закупки продукции именно этого бренда, или торговой марки.
В противном случае, указание на конкретную торговую марку без приписки «или эквивалент» можно считать нарушением 44-ФЗ.
Более того заказчик должен установить критерии эквивалентности (максимальные и минимальные значения соответствия). Отсутствие параметров эквивалентности, также можно считать  нарушением Закона № 44-ФЗ.
Следует отметить, что если не установлены параметры эквивалентности в закупочной документации, то любой аналогичный товар можно считать эквивалентным.

5) Не копируемая документация.

Это нарушение связано с тем, что заказчик может разместить закупочную документацию в формате файла (.pdf, .jpg, .exe), который не возможно скопировать и работать с использованием текстового редактора. В итоге участник закупки вынужден вручную набирать текст при составлении заявки, вместо того чтобы скопировать нужные данные. Позиция ФАС РФ в этом вопросе однозначная – документация в некопируемом формате ограничивает конкуренцию и нарушает законодательство.

6) Размещение не в полном объеме проектно-сметной документации.

По мнению специалистов ФАС РФ, размещение такой документации не в полном объеме – нарушение закона. Это связано с тем, что отсутствие полной проектно-сметной документации в закупке ограничивает возможность подготовки заявки, дает ложное представление об объемах и специфике работ, и влечет за собой ограничение кол-ва участников торгов.

7) Отклонение заявки участника из-за отсутствия указания товарного знака.

Заказчик не имеет права требовать указания товарного знака в заявке и тем более отклонять такую заявку. Обязательной к указанию является только страна происхождения.
Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии. Поэтому если первая часть заявки в остальном оформлена корректно, ее отклонение по указанной причине будет нарушением 44-ФЗ. 

8) Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики.

В такой ситуации, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.
Указывать конкретные характеристики товара необходимо, если участник предлагает эквивалентный товар указанному в закупочной документации, или заказчик не установил требования к характеристикам товара, бренду и товарному знаку.

9) Отклонение в случае нахождения компании в РНП по 223-ФЗ.

Это обычная ситуация, когда государственный заказчик не хочет связываться с неблагонадежным поставщиком, сведения о котором включены в РНП.
При этом нужно понимать, что РНП по 44-ФЗ и 223-ФЗ – два разных реестра. Согласно 44-ФЗ заказчик не имеет право ограничивать участие в госзакупках по 44-ФЗ компаний, сведения о которых размещены в РНП по 223-ФЗ.

 10) Изменения сроков исполнения контракта и объемов поставки.

Заказчики нередко пользуются правом увеличить объемы поставки по закупке. При этом нужно иметь в виду, что увеличение объемов возможно на этапе заключения и исполнения контракта, если в закупочной документации прописана такая возможность и условия.
Что касается изменения сроков поставки и исполнения контракта, они изменениям не подлежат.