госзакупки и COVID, фото

Изменения в системе госзакупок в период пандемии COVID-19

Вот уже год с небольшим мы живем в условиях ограничений, которые связаны с пандемией COVID-19. Различные ограничения  привели к  изменениям не только в жизни общества и бизнеса, но и в такой консервативной и неповоротливой сфере как госзакупки п о44-ФЗ и 223-ФЗ.  
Специалисты БКТендер подвели небольшой  итог того, как  уже повлиял COVID на государственные и муниципальные закупки,  и какие изменения произошли в системе госзакупок за этот период.

Как изменились показатели госзакупок во время пандемии.

Как правило, во время глобальных потрясений, которые касаются всех сфер деятельности государства и общества, страдают практически все рынки и отрасли за исключением немногих. Казалось бы, по итогам 2020 года рынок госзакупок  должен был существенно просесть. При этом по данным статистики, объем закупок по 44-ФЗ по итогам 2020 года сохранился примерно на уровне 2019 года. Если брать эти  показатели в абсолютных величинах, то по данным ЕИС в 2020 году госзаказчики по всей России разместили  извещений о закупках  на сумму порядка 9,4 трлн. руб., а контрактов по 44-ФЗ было заключено на сумму 8,6 трлн. руб. В то время как в 2019 году данные показатели составили: 9,8 трлн. руб. и 8,2 трлн. руб. соответственно. При этом следует отметить, что объемы закупок государственных компаний сократился с 14 трлн. руб. в 2019 году до 11.2 трлн. руб. в 2020 году.
Хорошие результаты закупок, в сегменте «чрезвычайные закупки у единственного поставщика» в период COVID -19 показывают такие отрасли как:
  • медицинское оборудование, лекарства, средства индивидуальной защиты;
  • а также строительство и ремонт.

Как изменилась система госзакупок в условиях пандемии COVID-19

Мы сейчас не будем учитывать и детально рассматривать пакет изменений, разработанный еще в 2019 году, который должен был вступить  в силу условно до официального начала пандемии еще в феврале 2020 года. Эти изменения  были направлены на  упрощение, оптимизацию  процедур госзакупок и еще большую  их цифровизацию, кроме того планировалось сократить  число видов закупочных процедур. Рассмотрим ряд основных  изменений, которые были вызваны COVID.
1) Во-первых пандемия была признана как форс-мажор (обстоятельство непреодолимой силы)  и это позволило государственным и муниципальным заказчикам совершать «чрезвычайные» закупки  связанные с COVID  у единственных  поставщиков.
2) Были предложены меры по смягчению норм 44-ФЗ на период пандемии, например, разрешить заказчикам по соглашению сторон изменять цену и сроки контракта на период действия жестких карантинных мер.
3) Предоставили заказчиком право не требовать с субъектов СМП обеспечение исполнения контракта в 2020 году.
4) В апреле 2020 были предприняты дополнительные меры по поддержке госзакупок. Среди них – снижение минимального размера  обеспечения исполнения контракта с  5% до 0,5% при этом максимальное значение осталось на прежнем уровне – до 30% от цены контракта.
5) Также новые правки предоставляли возможность выплаты аванса исполнителю  в размере более 30% от цены контракта.
6) Была  исключена необходимость обязательного обеспечения участниками гарантийных обязательств.
7) Не включают сведения о компании в РНП, если из-за COVID было сорвано исполнение контракта.
8) Рассмотрение дел в ФАС РФ было разрешено осуществлять дистанционно посредством видеоконференций.
Было предложено и реализовано еще много различных незначительных дополнений к процедурам госзакупок, которые касались как участников, так и непосредственно заказчиков. Кроме того отечественная система госзакупок к началу 2021 года подошла с серьезными планами оптимизации, о которых мы расскажем в следующих публикациях.

Если вам нужна помощь юриста по госзакупкам в вопросах заключения и исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ,
просто позвоните нам по телефону: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ),  или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним!