Как известно госзакупки товаров, работ и услуг регулируются двумя основными законами: 44-ФЗ и 223-ФЗ. Согласно этим законам, заказчик имеет главенствующее значение, поскольку он инициирует закупки. Как следствие заказчик определяет перечень условий для будущего контракта и критерии отбора исполнителей. В результате такого положения дел чаще всего именно заказчики используют различные уловки для ограничения конкуренции при закупках.
В этой публикации мы рассмотрим основные уловки и схемы ограничения конкуренции при закупках по 44-ФЗ и возможные варианты борьбы с ними.
Коридор возможностей для ограничения конкуренции — широк.
Фишка в том, что грань между необходимыми условиями закупки и ограничением конкуренции очень тонка. Поэтому государственные и муниципальные заказчики имеют возможность для манипуляций кол-вом участников торгов и ценой контракта.
Можно сказать, что ограничение конкуренции заложено в сам принцип госзакупок и этим с успехом могут пользоваться заказчики. Еще до публикации извещения о планирующейся закупке в системе и закупочной документации заказчик уже ограничивает конкуренцию, определяя, что планируется закупать и каким способом.
В процессе выполнения процедур госзакупок у заказчиков есть ряд способов ограничить конкуренцию за счет уменьшения кол-ва участников торгов. Таким образом, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Мы не будем сейчас рассматривать причины и мотивы таких действий заказчиков (протолкнуть своих к получению контракта, или отсечь недобросовестных исполнителей), а рассмотрим типичные способы.
Распространенные способы ограничения конкуренции со стороны заказчика.
1) Жесткие требования к товарам/работам/услугам и компаниям участникам закупки.
Как правило, заказчики указывают излишне подробные требования к характеристикам товаров, или включают технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товары, работы или услуги, которые сведут выбор в пользу какого-то единственного поставщика. Установление для компаний участников в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным организациям или непосредственно заказчику. В результате, чем более жесткие требования устанавливаются, тем меньше компаний участвуют закупке.
2) Манипулирование информацией с целью ограничения конкуренции.
Эта уловка для ограничения круга участников торгов на практике проявляется в разных формах, но чаще всего в сокрытии информации. Как это выглядит:
Все участники закупок знают, что самым важным условием, которое дает представление о закупке является описание объекта и условий. Иными словами достаточные сведения в закупочной документации, которые позволяют потенциальному участнику сформировать свое предложение.
В свою очередь, заказчик осознанно не размещает полный комплект закупочной документации, особенно при закупке технически сложных товаров/работ/услуг, которые сопряжены со сложными или уникальными технологическими процессами, или оборудованием.
Не каждый потенциальный участник закупок найдет силы и время вникать в детали, проявит настойчивость и направит заказчику запрос на разъяснения. Таким образом, в закупке будет участвовать узкий круг компаний, которые в теме.
К манипулированию информацией, можно отнести размещение в системе чертежей или документации в нечитаемом формате. Это тоже ограничивает круг участников закупки.
Что делать в случае ограничения конкуренции при закупке?
Поскольку, как ранее мы отметили, грань между злоупотреблением с целью ограничения конкуренции и необходимыми требованиями к объекту закупки и участникам – очень тонкая, в судебной практике и в практике ФАС очень мало выявленных случаев ограничения конкуренции такими способами.
Если вы столкнулись с проявлением ограничения конкуренции заказчиком, то рекомендуем следующие действия:
- проявляйте инициативу и активную позицию;
- направляйте заказчику запросы на разъяснения закупочной документаций и требований к объекту закупки;
- отстаивайте свои интересы и направляйте жалобы в ФАС;
В противном случае вы просто не попадете в число участников торгов, в худшем варианте вы можете случайно выиграть не выгодный контракт, а заказчик сделает все, чтобы расторгнуть его с вами в одностороннем порядке, а вы попадете в РНП, потеряете время и деньги.
БКТендер – профессиональные юридические услуги по защите интересов и прав участников госзакупок по 44-ФЗ и 23-ФЗ. Остались вопросы? Задайте их нашим экспертам по тел: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.