Схемы заказчиков по ограничению конкуренции 44-ФЗ, фото

Схемы заказчиков по ограничению конкуренции при закупках по 44-ФЗ

Как известно госзакупки товаров, работ и услуг регулируются двумя основными законами: 44-ФЗ и 223-ФЗ. Согласно этим законам, заказчик имеет главенствующее значение, поскольку он инициирует закупки. Как следствие заказчик определяет  перечень условий для будущего контракта  и критерии отбора исполнителей. В результате такого положения дел чаще всего именно заказчики используют различные уловки для ограничения конкуренции при закупках.
В этой публикации мы рассмотрим основные  уловки и схемы ограничения конкуренции  при закупках по 44-ФЗ и возможные варианты борьбы с ними.

Коридор возможностей для ограничения конкуренции  — широк.

Фишка в том, что грань между необходимыми условиями закупки  и ограничением конкуренции очень тонка. Поэтому государственные и муниципальные заказчики имеют возможность для манипуляций кол-вом участников торгов и ценой контракта.

Можно сказать, что ограничение конкуренции заложено в сам принцип госзакупок и этим с успехом могут пользоваться заказчики. Еще до публикации извещения о планирующейся закупке в системе и закупочной  документации заказчик уже ограничивает конкуренцию,  определяя,  что планируется закупать и каким способом.

В процессе выполнения процедур госзакупок у заказчиков есть ряд способов ограничить конкуренцию за счет уменьшения кол-ва участников торгов.  Таким образом, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Мы не будем сейчас рассматривать причины  и мотивы  таких действий заказчиков (протолкнуть своих к получению контракта, или  отсечь недобросовестных исполнителей), а рассмотрим типичные способы.

Распространенные способы ограничения конкуренции со стороны заказчика.

1) Жесткие требования к товарам/работам/услугам и компаниям участникам закупки.
Как правило, заказчики указывают излишне подробные требования к  характеристикам товаров, или включают технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товары, работы или услуги, которые  сведут выбор в пользу какого-то единственного поставщика.  Установление  для компаний участников  в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным  организациям  или непосредственно заказчику. В результате, чем более жесткие требования  устанавливаются, тем меньше  компаний участвуют закупке.

2) Манипулирование информацией с целью ограничения конкуренции.
Эта уловка для ограничения круга участников торгов на практике проявляется в разных формах, но чаще всего в сокрытии информации. Как это выглядит:
Все участники закупок знают, что самым важным условием, которое дает представление о закупке является описание объекта и условий. Иными словами достаточные сведения в закупочной документации, которые позволяют потенциальному участнику сформировать свое предложение.
В свою очередь, заказчик  осознанно  не размещает полный комплект закупочной документации, особенно при закупке технически сложных  товаров/работ/услуг, которые сопряжены со сложными или уникальными технологическими процессами, или оборудованием.
Не каждый потенциальный участник закупок  найдет силы и время вникать в детали,  проявит настойчивость и направит заказчику запрос на разъяснения. Таким образом, в закупке будет участвовать узкий круг компаний, которые в теме.

К манипулированию информацией, можно отнести размещение в системе чертежей или документации в нечитаемом формате. Это тоже ограничивает круг участников закупки.

Что делать в случае ограничения конкуренции при закупке?

Поскольку, как ранее мы отметили, грань между  злоупотреблением с целью ограничения конкуренции и  необходимыми требованиями к объекту закупки и участникам – очень тонкая, в судебной практике и в практике ФАС  очень мало выявленных случаев ограничения конкуренции такими способами. 
Если вы столкнулись с проявлением ограничения конкуренции заказчиком, то рекомендуем следующие действия:
  • проявляйте инициативу и активную позицию;
  • направляйте заказчику запросы на разъяснения закупочной документаций и требований к объекту закупки;
  • отстаивайте свои интересы и направляйте жалобы в ФАС;
В противном случае вы просто не попадете в число участников торгов, в худшем варианте вы можете случайно выиграть не выгодный контракт, а заказчик сделает все, чтобы расторгнуть его с вами в одностороннем порядке, а вы попадете в РНП, потеряете время и деньги.

БКТендер –  профессиональные  юридические услуги по защите интересов и прав участников госзакупок по 44-ФЗ и 23-ФЗ. Остались вопросы? Задайте их нашим экспертам по тел: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте БКТендер и мы вам перезвоним.