Проверка ФАС в сфере ГОЗ 275-ФЗПроверка ФАС в сфере ГОЗ 275-ФЗ

Проверка ФАС превышения поставщиком цены более чем на 5% по контракту ГОЗ 275-ФЗ.

Одной из важных задач Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) является контроль за ценообразованием, в частности проверка случаев превышения цены более чем на 5% поставщиками по контрактам ГОЗ. В этой статье мы разберём на примере из практики юристов БКТендер, как ФАС проводит такие проверки, какие нарушения выявляет и какие последствия ждут поставщиков.

Правовая основа и роль ФАС в системе ГОЗ

Как известно, ФАС наделена полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере ГОЗ в соответствии со статьёй 14 275-ФЗ. Особое внимание уделяется ценообразованию: согласно части 3 статьи 14, головной исполнитель, исполнители и военные представительства обязаны сообщать в ФАС о всех фактах повышения поставщиками цен на сырье, материалы, комплектующие, работы или услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, если установленная или предлагаемая цена превышает более чем на 5% цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов, утверждённых Правительством РФ.

Эти индексы — инструмент, позволяющий учитывать инфляцию и экономические изменения, чтобы цена оставалась обоснованной. Превышение на 5% и более считается потенциальным нарушением, так как может указывать на злоупотребление доминирующим положением или попытку необоснованного обогащения за счёт бюджетных средств.

Когда ФАС начинает проверку

Проверка ФАС может быть инициирована в следующих случаях:

  • Получение информации от участников кооперации. Головной исполнитель обязан уведомить ФАС о превышении цены в течение 30 календарных дней с момента выявления факта. Это может быть момент, когда поставщик предъявил завышенную цену при заключении или изменении контракта, либо когда стало известно о сделке по завышенной стоимости.
  • Жалобы или сигналы. Информация о возможных нарушениях может поступить от государственных заказчиков, других участников кооперации или даже из банков, осуществляющих сопровождение расчётов.
  • Плановые проверки. ФАС проводит систематический контроль крупных поставщиков и подрядчиков в рамках плановых мероприятий.

Этапы проверки ФАС

Процесс проверки превышения цены включает несколько этапов:

  1. Сбор информации
    ФАС запрашивает у поставщика и головного исполнителя данные о контракте, включая расчётно-калькуляционные материалы, обоснование цены, договоры и акты. Поставщик обязан предоставить информацию в течение 5 рабочих дней, даже если она содержит коммерческую или государственную тайну.
  2. Анализ цены
    Специалисты ФАС сравнивают заявленную цену с расчётной, используя индексы цен и индексы-дефляторы, утверждённые Правительством РФ. Если превышение более 5% подтверждается, проводится углублённый анализ:
    • Были ли экономические или технологические обоснования для повышения цены (например, рост стоимости сырья или изменение условий поставки).
    • Соответствует ли цена установленным нормам рентабельности (например, максимум 20% на собственные издержки и 1% на покупные комплектующие, согласно постановлению Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017).
  3. Проверка доминирующего положения
    Если поставщик занимает доминирующее положение (например, включён в реестр единственных поставщиков или является единственным производителем продукции, предусмотренной конструкторской документацией), ФАС оценивает, не является ли превышение цены злоупотреблением этим положением. Доминирующее положение само по себе не нарушение, но его использование для необоснованного повышения цен запрещено статьёй 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Рассмотрение дела
    Если признаки нарушения подтверждаются, ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства. Рассмотрение проводится в соответствии с главой 9 Закона № 135-ФЗ и административным регламентом ФАС. Поставщику предоставляется возможность обосновать повышение цены.
  5. Принятие решения
    По итогам проверки ФАС выносит решение: либо нарушение подтверждается, либо дело закрывается, если превышение цены признано обоснованным.

ФАС часто сталкивается с такими нарушениями:

Типичные нарушения участников ГОЗ

  • Необоснованное завышение цены. Поставщик увеличивает стоимость без экономических или технологических причин, превышая допустимый порог в 5%.
  • Нарушение норм рентабельности. Завышение прибыли сверх установленных пределов (например, более 20% на собственные затраты).
  • Отказ от предоставления данных. Поставщик не предоставляет ФАС запрошенные документы или делает это с опозданием, что само по себе является нарушением.
  • Манипуляции с документацией. Поставщик предоставляет недостоверные расчёты или подделывает данные, чтобы оправдать завышение цены.

Последствия для поставщиков и подрядчиков контрактов 275-ФЗ

Если ФАС подтверждает нарушение, поставщика ждут серьёзные последствия:

  • Административная ответственность. Согласно статье 14.55.2 КоАП РФ, за нарушение порядка ценообразования в сфере ГОЗ на должностных лиц налагается штраф от 20 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
  • Предписание ФАС. Поставщику могут обязать пересмотреть цену, вернуть излишне полученные средства или устранить нарушение.
  • Расторжение контракта. Головной исполнитель или государственный заказчик вправе расторгнуть контракт и потребовать возмещения убытков.
  • Включение в реестр недобросовестных поставщиков. Это ограничивает участие в новых контрактах ГОЗ и лишает права на меры господдержки.
  • Уголовная ответственность. Если завышение цены связано с мошенничеством или хищением, дело может быть передано в правоохранительные органы (например, по статье 159 УК РФ).

Практические примеры

  • К экспертам БКТендер обратился поставщик, участник ГОЗ. Ситуация уже типичная для этой отрасли. Заказчик направил обращение в ФАС по подозрению, что поставщик по контракту ГОЗ завысил цены на продукцию более чем на 5% от среднерыночных показателей мониторинга цен. В результате чего ФАС начал стандартную проверку компании нашего клиента и направил запрос о предоставлении информации. Как выйти из такой ситуации без рисков, проблем и убытков, мы расскажем в следующих публикациях, в которых рассмотрим линию защиты на запросы ФАС в ситуации с ценой. А пока как пример, посмотрите, как выглядит запрос ФАС:

Как поставщикам избежать нарушений

Чтобы минимизировать риски при проверках ФАС, поставщикам следует:

  • Тщательно обосновывать цену, используя утверждённые индексы и методики расчёта.
  • Соблюдать нормы рентабельности, установленные для ГОЗ.
  • Вести раздельный учёт затрат по каждому контракту, чтобы избежать смешивания средств.
  • Своевременно предоставлять запрошенные ФАС документы и данные.
  • Проводить внутренние проверки ценообразования перед заключением контрактов.

Нужна помощь юристов по ГОЗ 275-ФЗ?

Если вы уже столкнулись с проверкой ФАС и получили официальный запрос на предоставление информации, сразу позвоните юристам БКТендер: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей России) или оставьте заявку на нашем сайте БКТендер и мы вам перезвоним. Проконсультируем и защитим от рисков, проблем и убытков в процессе исполнения контракта ГОЗ.