Дополнительные работы по контракту 44-ФЗ. Законодательное регулирование.

Рассмотрим типичную ситуацию, ваша фирма  заключила госконтракт по 44-ФЗ на строительные, или ремонтные работы. Однако в процессе исполнения контракта выясняется, что появился перечень работ необходимый заказчику, но  не предусмотренный ни контрактом, ни сметой, ни техническим заданием. Что делать в такой ситуации, выполнять или отказаться, как получить оплату за дополнительные работы, как избежать возникновения спора и  какие нормы законодательства регулируют эти вопросы, мы разберемся в этой и следующих публикациях.

Законодательное регулирование выполнения дополнительных работ по госконтракту.

На практике не всегда получается до подписания государственного, или муниципального контракта точно выяснить полный объем и виды работ. В процессе выполнения контракта подрядная организация  обнаруживает, что какие-то работы лучше не выполнять, какие-то можно заменить, или выявляются скрытые дополнительные работы, не указанные в контракте. Эти ситуации зачастую приводят к взаимным претензиям и спорам  между заказчиком и подрядчиком, именно поэтому стороны госконтрактов часто обращаются  к юристам БКТендер  для решения подобных вопросов.

Давайте кратко рассмотрим, какие  возможности изменения условий контракта предоставляют законы, регулирующие  взаимоотношения сторон государственного, или муниципального контракта.
1) Согласно п.2 ст.767 ГК РФ изменения условий государственного контракта по соглашению сторон, или в одностороннем порядке допускаются только в случаях, предусмотренных законодательством. Увы, таких случаев и возможностей не много.
2) Согласно  44-ФЗ в целом не предусматривается изменение видов и объемов работ и цены контракта.  В  разъясняющих письмах контролирующих закупки органов, также подтверждается практика, что изменять виды работ нельзя, а если появляется необходимость дополнительных работ, то нужно проводить новую закупку.
Если проанализировать основные статьи 44-ФЗ, то становиться  ясно, что:
1) Цена является твердой и постоянной величиной и определяется на весь срок контракта (ст.34);
2) После заключения контракта изменения его условий не допускаются, кроме тех случаев, которые указаны в ст. 95 , 44-ФЗ:
  • допускается увеличение цены контракта на 10% в том случае, если увеличение объемов работ были по запросу заказчика. При этом данная возможность должна быть изначально заложена в контракте.
  • стоимость работ можно поменять, если произошло изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы и услуги;
  • если у вас долгосрочный контракт, скажем на 3 года. И изменение условий контракта, в том числе объемов работ и цены контракта происходят на основании решения правительства РФ, субъекта федерации, или руководства муниципальной единицы.
Как видим,  изменение условий контракта в части объемов и видов работ, цены и оплаты – это из области фантастики. Это говорит о том, что законодательная база абсолютно не приспособлена под реальные  нужды частного бизнеса в системе государственных и муниципальных закупок.
 Хорошо, а что же делать в случае,  когда ваша компания столкнулась с незапланированными дополнительными работами и вам необходимо изменить условия контракта в свою пользу,  получить оплату за эти работы и не попасть в РНП, как уклоняющийся от выполнения контракта? Об этом мы расскажем в следующей публикации.

Если вы уже столкнулись с  такой проблемой, просто позвоните нам по телефону: 8 (800) 444-19-54, или оставьте заявку на сайте БКТендер и получите консультацию опытных юристов по госконтрактам.